БУКВЕННАЯ МАРКИРОВКА ДОРОГ В РОССИИ
 

Е - самые крутые трассы, принадлежащие к европейской сети (как правило асфальт)
М - общероссийские федеральные трассы (как правило асфальт). Характерны также тем, что пролегают между крупными объектами (М1: Москва - Зап. Европа) и, как следствие, мощным транзитным потоком.
А - трассы межрегионального значения (от плохого асфальта до труднопроезжей грунтовки). Объекты поменьше, транзитный поток пожиже. Вплоть до отсутствия.
Р - местного значения (от труднопроезжей грунтовки до отсутствия дороги. Иногда - крайне редко - асфальт).
H - второсортные местного значения (от скотопрогонника до полного отсутствия дороги). Как правило, поток - локал на 100%. Иногда бывает и асфальт, но много машин -- не бывает.

Из вышеупомянутых определений есть масса исключений и, иногда, по дороге более высокого класса никто не ездит (все ездят по параллельной дороге более низкого класса). Hапример А116 (Hовгород - Остров - Карсава), по которой, казалось бы должен идти поток Белоруссия - Hовгород, мертва. Весь поток идет по дороге Hиколаево - Уторгош - Шимск (РХХ). Более того, есть регионы, где исключения из правил - норма. Примеры - в Краснодарском крае можно смело идти на любую дорогу местного значения (H) - наверняка асфальт. В Карелии - наоборот, на трассу класса АХХХ выходишь с опаской (почти наверняка грунтовка).
Также следует иметь в виду, что европейская нумерация применяется к дорогам, уже имеющим наименование "по ГОСТу". Таким образом дорога может быть либо типа М, либо типа А, либо типа Р, либо типа H и при всем этом может быть или не быть дорогой типа Е.
У меня так устарел "Атлас автомобильных дорог" (год издания 1994)? Дороги, которые здесь были приведены за А3хх в нем обозначены зеленым цветом, как "дороги республиканского значения" - Рххх.


Хостинг от uCoz