РАЗВЕДКА И РЕКОГНОСЦИРОВКА МЕСТНОСТИ

4.1 Простейшие способы измерения (определения) углов на местности

а) Приближенное (глазомерное) определение углов на местности

Сущность способа заключается в сопоставлении измеряемого угла с известным, чаще всего прямым. Прямой угол можно построить (отложить) на местности:

Угол в 6° (приближенно) образуется лучами зрения, если визировать на конец указательного пальца вытянутой перед собой руки поочередно левым и правым глазом.

б) Измерение углов биноклем

Для определения угла между направлениями на два предмета необходимо совместить крайний штрих сетки бинокля с одним из предметов, подсчитать число делений до второго предмета и полученное число умножить на цену деления. Цена малого деления угломерной сетки бинокля равна 5 тысячным (0-05), большого деления -10 тысячным (0-10).

в) Определение углов с помощью линейки с миллиметровыми делениями

Для получения углов в тысячных линейку необходимо держать перед собой на удалении 50 см от глаз и, совместив один штрих линейки с каким-либо предметом, отсчитать количество миллиметровых делений до второго предмета; результат умножить на 2. Это и будет величина угла в тысячных, так как одно миллиметровое деление на удалении 50 см соответствует углу 0-02.
Для получения результата в градусах порядок действий аналогичен изложенному, но линейку необходимо держать на расстоянии около 60 см от глаз. Тогда 1 мм на линейке будет соответствовать 6', а 1 см - соответствовать 1°.

4.2. Простейшие способы определения расстояний (ширины препятствий) на местности

а) Глазомерное определение расстояний

Сущность способа - сравнение определяемого расстояния с известным или запечатленным в памяти. Точность глазомерного способа зависит от опытности исполнителя, условий наблюдения и величины определяемого расстояния. При определении расстояний до 1 км ошибка колеблется в пределах ± 10-20%, при больших расстояниях ошибки бывают так велики, что практически глазомерное определение их нецелесообразно.
Условия наблюдения влияют на глазомерное определение расстояний следующим образом:

б) Расстояния видимости (различимости) некоторых объектов невооруженным глазом

Объекты и признаки Расстояние,
км
Населенные пункты 10 - 12
Большие строения 8
Заводские трубы 6
Отдельные небольшие дома 5
Окна в домах (без деталей) 4
Трубы на крышах 3
Самолеты на земле, танки на месте 1,2 - 1,5
Стволы деревьев, столбы линий связи, люди (в виде точек), повозки на дороге 1,5
Движение ног и рук идущего человека 0,7
Станковый пулемет, миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений, переплеты рам в окнах 0,5
Ручной пулемет, винтовка, цвет и части одежды, овал лица 250-300
Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях 200
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата 150-170
Черты лица, кисти рук, детали стрелкового оружия 100
Глаза человека в виде точек 70
Белки глаз 20

в) Расстояния слышимости звуков

Источники звука С какого расстояния слышно, км
Стрельба артиллерийской батареи 6
Стрельба отдельных орудий с открытых огневых позиций 3
Автоматическая стрельба крупнокалиберных пулеметов 3
Автоматическая стрельба станковых пулеметов 2
Одиночный выстрел из винтовки 1,2
Движение танков (беспрерывный металлический грохот гусениц, резкий шум моторов):
 

по шоссе

4

по грунтовой дороге

2
Движение артиллерии на тракторной тяге:  

по шоссе

3

по грунтовой дороге

2
Движение автомобилей (ровный шум работы моторов):  

по шоссе

2

по грунтовой дороге

1
Движение пехоты в пешем строю (ровный глухой шум):  

по шоссе

0,6

по грунтовой дороге

0,3
Треск падающих деревьев 0,8
Рубка леса, удары топором 0,3
Разговор 0,2
Разговор, можно разобрать слова 75 м
Кашель 50 м
Шаги 30 м

г) Определение расстояний по звуку и вспышке выстрела (взрыва)

Определение расстояний основывается на разности скоростей распространения света и звука. Расстояние определяется по формуле

D = t x 330

где:
D - расстояние до стреляющего орудия (взрыва), м',
t - время от момента вспышки выстрела (взрыва) до момента восприятия звука выстрела (взрыва), сек;
330 - скорость распространения звука, м/сек.

Описываемый способ может применяться также для определения расстояний до любого видимого и слышимого объекта: работающего агрегата, ядерного взрыва и т. п.

д) Определение расстояний по угловой величине известных предметов

Расстояние до наблюдаемых предметов может быть определено измерением угловой величины этих предметов или углового расстояния между ними с последующим вычислением по формуле 1000-й

Д = (100 х В) : У

где
Д - определяемое расстояние;
В - известная величина предмета или известное расстояние между предметами;
У - наблюдаемая угловая величина предмета или расстояния между предметами.

Пример I. В бинокль виден танк, высота которого известна и равна 2,5 м; он закрывает одно деление (0-05) вертикальной шкалы. Расстояние до танка составляет

Д = (1000 х 2,5) : 5 = 500 м.

Пример 2. Расстояние между телеграфными столбами, равное 50 м, покрывается 25 миллиметровыми делениями линейки, удаленной от глаз на 50 см, что соответствует угловой величине 0-50. Расстояние до телеграфной линии равно

Д = (1000 х 50) : 50 = 1000 м.

4.3. Разведка дорог

Основные вопросы разведки дорог:

Результаты разведки наносятся на карту условными знаками. Дополнительные характеристики даются в текстовой справке-легенде, помещаемой на карте или прилагаемой к ней.
При отсутствии крупномасштабных карт и необходимости получить подробные данные о маршруте результаты разведки в процессе ее ведения оформляются в виде схемы с текстовыми и цифровыми пояснениями.

4.4. Разведка рек

При разведке реки определяются:

В ходе разведки составляется крупномасштабная схема (кроки) переправы, или данные фиксируются на крупномасштабной карте соответствующими условными знаками и текстом в легенде, т. е. создается карта водного рубежа.
Зимой обследуется ледяной покров реки: толщина и структура льда (отсутствие снеговых, водяных и воздушных прослоек), наличие и характер полыней, подмывов.

4.5 Разведка мостов

При разведке моста устанавливаются:

Данные разведки оформляются на отдельном чертеже или записываются на карте с зарисовкой продольного разреза моста.
Грузоподъемность мостов основных типов. Железобетонные, бетонные и каменные мосты, металлические мосты со сквозными фермами или с пролетным строением из клепаных балок со сплошной стенкой, мосты с главными фермами пролетом более 30 м, деревянные балочные и подкосные мосты, расположенные на автострадах и усовершенствованных шоссе, обеспечивают, как правило, пропуск гусеничных машин весом до 60 т.
Формула приближенного определения грузоподъемности деревянных балочных, подкосных и ригельно-подкосных мостов для гусеничных машин

G = (0,0006 x d3 x n ) : (l - (L : 2))

где
G-грузоподъемность моста, г (вес гусеничной машины);
d- диаметр прогонов, см;
п - количество прогонов;
l - длина пролета моста, м;
L- длина опорной поверхности гусеницы танка, м.

При определении грузоподъемности мостов величину пролета подкосного моста считают равной 50%, а ригельно-подкосного-40% расстояния между опорами.

4.6. Разведка лесов

При разведке леса определяются (уточняются):

Для определения среднего расстояния между деревьями выбирается типичный для данного леса участок размером 10Х10 м и подсчитывается количество деревьев на нем. Среднее расстояние между деревьями определяется по формуле:

l = 10 : Vn

где
l - среднее расстояние, м;
n-количество деревьев на площади 100 м3.

Условия видимости выражаются средним расстоянием видимости в лесу в метрах.

4.7. Разведка болот

При разведке болота определяются (уточняются);

Проходимость болот определяется по их типу или непосредственным промером глубины до твердого грунта с помощью шеста
Проходимость сплошного торфяного болота может быть определена простейшими полевыми способами.

Характер болота Способ определения проходимости болота Допускаемое давление,
кг/с.я2
Возможность движения
Торф очень плотный, осушенный или слабо увлажненный При сжатии торфа в руке не чувствуется уменьшения его объема; вода не выделяется 1,0 Танков
Торф плотный, средней увлажненности При сжатии в руке заметно некоторое уменьшение объема; вода выделяется, но не стекает с руки, масса не продавливается сквозь пальцы 0,75 Танков
Торф рыхлый, увлажненный При сжимании в руке заметно значительное уменьшение объема; вода выделяется каплями; торф продавливается сквозь пальцы 0,50 Тракторов
Торф очень рыхлый, сильно увлажненный При сжатии торфа в руке вода вытекает струйкой, масса продавливается сквозь пальцы 0,25 Пешеходов
Торф текучий, жидкий Масса полностью продавливается сквозь пальцы 0,12 - 0,14 Непроходимо

Данные разведки болота фиксируются на крупномасштабной топографической карте или на специально составляемой схеме.

4.8. Разведка почв и грунтов

Разведка почв и грунтов ведется с точки зрения их проходимости, трудности разработки, радиоактивного заражения (наведенной радиации) и пылеобразования.
При разведке определяются:

ПОЛЕВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ СВЯЗНЫХ ГРУНТОВ

Категории грунтов Способ определения плотности грунтов
Рыхлый Лопата свободно входит в грунт.
При выбрасывании куски грунта распадаются на мелкие отдельности
Уплотненный Лопата нажимом ноги погружается в грунт на штык.
Вынутые куски распадаются на отдельности разной величины
Плотный Лопата идет в грунт с трудом,
и сразу углубить ее на весь штык не удается.
Куски грунта разламываются руками с трудом
Очень плотный Лопата в грунт не погружается.
Куски руками не разламываются

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫХЛЫХ ГРУНТОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
(НА СОДЕРЖАНИЕ ГЛИНИСТЫХ ЧАСТИЦ)

Грунт Состояние грунта Способ определения во влажном состоянии
в сухом виде во влажном сдавливанием скатыванием
Глинистый Очень твердый, в кусках Вязкий, пластичный, очень мягкий Шар, сдавленный в лепешку, не трескается по краям При скатывании образуется длинный тонкий шнур диаметром 0,5 мм
Суглинистый Менее твердый, комья и куски при ударе Пластичный, вязкость слабая Шар, сдавленный в лепешку. трескается по краям Шнур получается более толстый и короткий, чем при скатывании глинистого грунта
Супесчаный Комья легко рассыпаются и крошатся от Не пластичен Шар присдавливании рассыпается Шнур почти не удается скатать
Песчаный Связности нет Не пластичен и не липок Шар сделать не удается Шнур не скатывается

ж) Определение границ видимости по направлениям
(способ "равных отрезков")

Границы прямой видимости с данных наблюдательных пунктов в пределах, не требующих учета кривизны Земли и рефракции, наиболее быстро определяются с помощью циркуля-измерителя способом "равных отрезков". Сущность его заключается в следующем.
Прочертив на карте заданное направление, тщательно изучают его и отмечают точки, которые могут оказаться началом непросматриваемых участков: линии водоразделов или перегибы скатов, за которыми следует более крутой спуск, леса, возвышающиеся сооружения и т. п. Определив и подписав высоты наблюдательного пункта и препятствий, приступают к выявлению величины закрытого участка (по дальности) за каждым из препятствий. Для этого раствором циркуля, равным расстоянию от наблюдательного пункта до первого препятствия, делают шаг за препятствие по направлению наблюдения, имея в виду, что луч зрения снизится или повысится за один шаг циркуля на величину, равную разности высот наблюдательного пункта и первого препятствия. Если при


4.9. Изучение защитных свойств местности

Местность, особенно рельеф и лес, оказывает некоторое влияние на поражающее действие ядерного оружия.
На открытой равнинной местности наблюдается постепенное падение давления в ударной волне с увеличением расстояния от эпицентра взрыва. На пересеченной местности давление с увеличением расстояния падает более неравномерно - в одних местах давление понижается, а в других несколько повышается.
Давление в ударной волне понижается на обратных скатах с возрастанием их крутизны; на обратных скатах уменьшается и скоростной напор масс воздуха. Некоторое понижение давления наблюдается также за холмами с крутыми скатами. Существенно понижается давление в ударной волне в узких, глубоких и извилистых лощинах, оврагах, балках, выемках и т. п., расположенных перпендикулярно к направлению распространения ударной полны.
Поражающее действие ударной волны возрастает на передних скатах значительной крутизны, а также в оврагах, балках и ущельях, вытянутых в направлении распространения ударной волны,
При наземном взрыве влияние складок местности на защиту от ударной волны сказывается при любых расстояниях от эпицентра взрыва, при воздушном взрыве - только в дальней зоне.
Складки местности при достаточной высоте (глубине) экранируют световое излучение и создают зоны полного и частичного затемнения. Световой импульс значительно ослабляется в зонах полного затемнения (за экран проникают только отраженные лучи);
в зонах частичного затемнения световой импульс также несколько уменьшается (экранируется часть лучей светящейся области-сферы или полусферы).
Поражающее действие ядерного оружия несколько ослабляется в лесистой местности, особенно в густом лесу; скоростной напор снижается торможением деревьями движущихся масс воздуха, световое излучение существенно экранируется кронами деревьев, особенно лиственных пород.
Леса способствуют маскировке и защите войск от поражения ядерным оружием, но могут затруднить действия войск при образовании завалов и пожаров в результате ядерных ударов; вероятность пожаров больше в хвойных и захламленных лесах.
Населенные пункты и местные предметы, возвышающиеся над земной поверхностью, могут быть подвержены значительным разрушениям на больших площадях. В населенных пунктах возможны завалы проездов и пожары.
В процессе изучения местности и ее защитных свойств устанавливается влияние местности на действие и применение ядерного оружия, выявляются естественные укрытия, возможные зоны разрушений и препятствий и объекты, по которым вероятны ядерные удары.
Естественные укрытия (пещеры, подземные выработки, карьеры, овраги, балки и т. п.) выявляют в процессе всего изучения местности.
О возможных зонах разрушений судят преимущественно по рельефу и залесенности местности. Возможны завалы дорог и проходов в горах, затопление и заболачивание местности при разрушении плотин водохранилищ и при взрывах в руслах рек.
Вероятными объектами ядерных ударов (по условиям местности) являются предметы (районы) местности, при ударах по которым не только будут поражены войска, находящиеся в зоне ядерного удара, но и возникнут труднопроходимые препятствия, преодоление или обход которых задержит общее продвижение войск. Такими объектами могут быть перевалы и теснины в горах, переправы через широкие реки, крупные узлы железных дорог и автомобильных магистралей, плотины водохранилищ большой емкости, различные дефиле и т.

4.10. Изучение маршрута

Процесс изучения маршрута включает три основных этапа:

Маршрут поднимается на карте путем проведения вдоль дороги (колонного пути) утолщенной сплошной или прерывистой (звеньями до 1 см) линии, хорошо видимой на фоне карты. Цвет для подъема маршрута чаще избирается коричневый (на картах горных районов с большим количеством коричневых горизонталей целесообразнее применить другой цвет). Линия подъема проводится рядом с дорогой, с целью сохранения условного знака последней, и обязательно разрывается на мостах и других объектах, имеющих важное значение при совершении марша с точки зрения ориентирования и проходимости. Протяженность маршрута измеряется шагами циркуля или курвиметром и подписывается через 5-10 км нарастающим итогом, начиная с исходного (5, 10, 15 и т. д.). В измеренную по карте длину маршрута необходимо ввести поправку.
Маршрут изучается по топографической карте. При наличии времени и соответствующих материалов используются специальные карты (дорожные) и аэроснимки; при возможности, кроме того, производится рекогносцировка маршрута.
В результате изучения маршрута определяются: характер и состояние дорог и дорожных сооружений (мостов, путепроводов, труб); препятствия и пути их обхода; возможность съезда с дороги и движения вне дороги; дефиле; условия маскировки при движении и на привалах; условия ориентирования; защитные свойства местности; условия водоснабжения; места, удобные для привалов; рубежи развертывания; пути движения подразделений охранения; средняя скорость движения по участкам и некоторые другие данные в соответствии с особенностями состава колонны, обстановкой, временем и планируемым темпом движения.

а) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов

Признаки, обусловленные расположением предметов по отношению к Солнцу:

Ввиду того что под воздействием различных причин в действительности бывает много отклонений от перечисленных правил, при ориентировании необходимо учитывать не один, а несколько признаков.

б) Определение сторон горизонта с помощью карты

Для решения задачи необходимо ориентировать карту по линии местности или ориентирам; затем заметить ориентир вдоль восточной или западной рамки карты в северном направлении. Направление на ориентир будет направлением на север.

4.11 Определение магнитных азимутов направлений на местности

а) Определение азимута направления с помощью компаса системы Адрианова

Порядок действий:

б) Определение азимута направления с помощью компаса системы АК

Порядок действий:

Порядок действий с компасом системы Адрианова:

Направление на ориентир и будет искомым направлением.

Порядок действий с компасом системы АК:

Направление на ориентир и будет искомым направлением на местности.

4.13. Ориентирование карты

а) Ориентирование карты по местности

Ориентирование карты по местности возможно, когда известна хотя бы приблизительно точка стояния и опознаны отдельные ориентиры. В этом случае карту поворачивают так, чтобы направление точка стояния - ориентир, мысленно проведенное на карте (или обозначенное на карте линейкой или карандашом), совместилось с соответствующим направлением местности.
Ориентирование карты по местности применяется главным образом в районах с достаточным количеством ориентиров и при хороших условиях видимости, а также при движении по дороге.

б) Ориентирование карты по компасу

Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустынно-степных районах и т. п.), и при плохих условиях видимости (ночью, в туман и т. п.) и производится следующим способом. На местности с помощью компаса (или каким-либо другим способом) определяется направление на север, а затем карту поворачивают так, чтобы одна из боковых рамок (направление истинного меридиана) была направлена в сторону севера.
Более точно карта ориентируется по компасу следующим приемом. Компас с освобожденной магнитной стрелкой накладывается центром на одну из вертикальных линий карты так, чтобы штрихи 0° и 180° лимба компаса (или линейка компаса АК) совпали с этой линией; затем поворачивают карту до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не отклонится от штриха 0 на величину поправки направления, указанную на карте.

4.14. Определение по карте точки стояния

Точку стояния на карте возможно определить различными способами. При выборе способа учитываются условия обстановки (в том числе условия работы с картой и наличие приборов), требуемая точность и условия видимости.

а) Определение на карте точки стояния по ближайшим ориентирам
(глазомерно)

Способ применяется преимущественно на обычной среднепересеченной местности в светлое время суток при расположении точки стояния на контурах, обозначенных на карте, или в непосредственной близости от ориентиров (местных предметов или элементов рельефа).
Порядок действий:

Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется на карте масштаба 1: 100000 со средней ошибкой порядка 150 м.

б) Определение на карте точки стояния промером расстояния

Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура и преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряется расстояние (спидометром, шагами) от любого ориентира, расположенного у дороги или линейного контура, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывается на карте вдоль дороги (линейного контура) в соответствующем направлении.
Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности и откладывания его на карте.

в) Определение на карте точки стояния по расстоянию и направлению

Способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознан только один ориентир, показанный на карте.
Порядок действий:

г) Определение точки стояния засечкой (по одному ориентиру)

Этим способом точку стояния возможно определить при нахождении на дороге или другом линейном контуре и видимости хотя бы одного ориентира, расположенного так, чтобы угол засечки был не менее 20°.
Сущность способа:

точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от расстояния до ориентира (чем больше это расстояние, тем больше ошибка) и ошибок измерения азимута и построения дирекционного угла на карте. При расстоянии до ориентира около километра и измерении азимута компасом АК средняя ошибка будет порядка 100 м (при работе с картой масштаба 1: 100000).
В этих же условиях точку стояния можно определить графически:

Точка пересечения и будет искомой точкой стояния.

д) Определение точки стояния обратной засечкой

Способ применяется преимущественно на открытой местности с малым количеством ориентиров, но когда хотя бы вдалеке видны два (лучше три) ориентира, обозначенных на карте и расположенных при наблюдении с точки стояния под углом в пределах 20-170°.
Точка стояния обратной засечкой определяется следующим порядком: компасом измеряются магнитные азимуты на ориентиры, азимуты преобразуются в обратные и затем в дирекционные углы (с учетом поправки, указанной на карте). Затем у ориентиров строятся соответствующие дирекционные углы и полученные направления прочерчиваются в сторону точки стояния; точка пересечения этих направлений и будет искомой точкой стояния. Направление от третьего ориентира служит контрольным. При образовании на пересечении треугольника точка стояния обозначается в середине его.
При расстояниях до ориентиров около 5 км ошибка определения точки стояния может достигать 600 м.
Порядок действий при графическом решении следующий: ориентировать карту; приложив линейку к одному из выбранных ориентиров на карте и направив ее на этот же ориентир на местности, прочертить направление на себя; повторить те же действия со вторым и третьим ориентирами. Пересечение линий и будет искомой точкой стояния на карте.

е) Определение на карте точки стояния при помощи прозрачной бумаги
(способ Болотова)

Решение задачи требует наличия не менее трех ориентиров, имеющихся на карте и видимых на местности с точки стояния. Способ Болотова обеспечивает решение задачи даже в том случае, когда предварительное ориентирование карты невозможно.
Порядок действий:

а) Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Движение по азимутам - способ выдерживания направления пути (маршрута) с помощью компаса или гирополукомпаса ; применяется главным образом при плохой видимости (ночью, в туман и т. п.) и на местности, бедной ориентирами (в лесу, в пустыне и т. п.). При наличии явлений магнитной аномалии ориентирование с помощью магнитного компаса исключено.
Движение по азимутам совершается от ориентира до ориентира. Предварительно, до начала движения, подготавливаются необходимые данные-азимуты и расстояния:

б) Движение по азимутам

На каждой поворотной точке, начиная с исходной, по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. Ё направлении движения желательно выбрать и запомнить, возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет расстояния (метров, пар шагов, времени).
В случае если по прохождении заданного расстояния ориентира не окажется, в точке выхода выставляют знак или оставляют солдата, а ориентир разыскивают, обходя район вокруг точки радиусом около 0,1 пути, пройденного от предыдущего ориентира.
Для выдерживания направления в движении используются дополнительные ориентиры: звезды, направление ветра, створ колонны и другие вспомогательные признаки.

в) Обход препятствий

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующих способов.
Первый способ, применяемый при наличии видимости через препятствие:

Второй способ, применяемый при отсутствии видимости через препятствие, заключается в том, что обход совершается по прямым направлениям, азимут и длина которых строго фиксируются для выхода на заданное направление.

4.16.Ориентирование по карте (на месте)

Ориентирование по карте - основной способ ориентирования на незнакомой местности. Осуществляется оно в следующей принципиальной последовательности:

Ориентирование карты производится по компасу или линейному объекту (дороге, контуру и т. п.).
Опознание ориентиров - самый ответственный этап ориентирования по карте, так как, только обнаружив на карте изображения местных предметов или элементов рельефа, наблюдаемых на местности, возможно, определить свою точку стояния.
При осмотре местности замечают в первую очередь наиболее крупные, выделяющиеся объекты местности и такие, которые в данном районе встречаются сравнительно редко; при этом обращают внимание на их взаимное положение и расположение относительно сторон горизонта. Например, озеро находится западнее точки стояния, шоссе проходит восточнее озера с севера на юг и т. д. Пользуясь этими признаками, находят на карте замеченные объекты местности, а правильность опознания их проверяют по окружающим местным предметам и рельефу.
Если ориентиры не удалось опознать, то осуществить ориентирование по карте в данном месте невозможно и следует, если это допустимо по условиям обстановки, сменить точку стояния, так чтобы открылась видимость других ориентиров, после чего попытаться опознать эти ориентиры на карте. При обнаружении на местности и карте соответствующих ориентиров точка стояния определяется одним из способов, изложенных в § 5 настоящей главы.
Заключительный этап ориентирования - уяснение окружающей обстановки; оно производится методом последовательного сличения (сопоставления) карты с местностью.
Чтобы найти на карте изображение предмета, наблюдаемого на местности, надо, не сбивая ориентировки карты, стать лицом к определяемому предмету, приложить линейку к точке стояния и направить ее на требуемый предмет; затем, просматривая карту вдоль ребра линейки и сообразуясь с расстоянием до предмета, оцениваемым на глаз, найти условный искомый знак.
Для того чтобы легче определить на местности объект, показанный на карте, прикладывают линейку к линии точка стояния-объект и в направлении линейки, с учетом расстояния, находят искомый объект.

4.17. Ориентирование по карте в движении на машине

Ориентирование в движении на машине, не оборудованной навигационной аппаратурой, производится следующим порядком.
Предварительно, до начала движения, маршрут поднимается на карте масштаба 1:100000 (1:50000, 1:200000); намечаются контрольные ориентиры (на удалении друг от друга порядка 5- 10 мин движения), определяются до них расстояния и подписываются на карте нарастающим итогом у соответствующих ориентиров;
на участках маршрута, где особенно затруднительно выдержать требуемое направление (при выезде из населенного пункта, в лесу, в пустыне и т. п.), определяются и подписываются азимуты направления движения.
На исходном пункте (а в дальнейшем - у каждого контрольного ориентира) бегло просматривается по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира (а в дальнейшем - до очередного); во время движения карту держат ориентированной, опознают на карге наблюдаемые предметы местности и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
В сомнительных случаях (когда карта не полностью соответствует местности) местоположение уточняется (контролируется) по пройденному расстоянию, снимаемому со спидометра (для чего на исходном пункте записывается начальный отсчет по спидометру).
Если возникло сомнение относительно направления дальнейшего движения, оно уточняется (контролируется) по компасу.
При сходе с маршрута и потере ориентировки (что возможно при небрежном ориентировании, а также при резких изменениях местности) необходимо по расстоянию, пройденному от уверенно опознанного ориентира (считывается со спидометра), и направлению движения (определяется примерно компасом, с учетом поворотов пути) наметить на карте примерное (вероятное) местоположение. Затем следует внимательно изучить окружающие местные предметы (особенно их положение по отношению к рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местоположение, после чего наметить выход на маршрут.
Если все же не удалось восстановить ориентирование, то предпочтительнее вернуться по следу своей машины к последнему хорошо опознанному ориентиру и отсюда продолжить движение по маршруту. В некоторых случаях (в районе много линейных ориентиров и обстановка не чревата опасностью) движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру и здесь уточнить свое местоположение, а затем наметить выход на свой маршрут.
Особенности ориентирования ночью. Ориентирование ночью обычно несколько затруднено из-за плохой видимости ориентиров и неудобства работы с картой.
При движении ночью маршрут следует по возможности наметить по дорогам или вдоль линейных ориентиров, хорошо видимых ночью (вдоль линии электропередачи, железной дороги и т. п.).
Для ориентирования ночью следует:

При движении ночью вне дорог ориентируются преимущественно по компасу или с помощью навигационной аппаратуры.

4.18. Особенности ориентирования в различных условиях местности

а) Особенности ориентирования в лесу

Основным средством ориентирования относительно сторон горизонта и выдерживания направления движения в лесу вне дорог является компас. Вспомогательными способами ориентирования могут быть: ориентирование по признакам местных предметов и по небесным светилам.
В лесу в качестве ориентиров используются:

При движении в лесу по азимутам следует учитывать, что возможна большая ошибка в измерении расстояний. Ошибка будет тем больше, чем гуще лес и чем труднее он проходим (бурелом, густые заросли и другие препятствия). В труднопроходимом лесу ошибка может достигать величины, равной 50% пройденного пути. Расстояние в этом случае целесообразно определять по времени, исходя из заранее определенной средней скорости движения.

б) Особенности ориентирования в пустынно-степной местности

Основной способ выдерживания направления при передвижении вне дорог-движение по азимутам.
Основные ориентиры - выдающиеся возвышения и редкие местные предметы, в том числе каналы, колодцы, сооружения, связанные с религиозными культами.
Для выдерживания направления могут быть использованы следующие местные признаки:

В целях использования весьма удаленных ориентиров целесообразно иметь карту на большой район.

в) Особенности ориентирования в крупных населенных пунктах

Для ориентирования необходимо использовать карты крупного масштаба (1: 25 000 и крупнее), планы и аэроснимки. Следует учитывать, что на картах масштаба 1 : 50 000 и мельче кварталы обобщаются, улицы и проезды наносятся лишь главные, насколько позволяет масштаб.
В качестве основных ориентиров в городах могут служить:


г) Особенности ориентирования в горах

Ориентироваться в горах удобнее всего, осматривая местность с командных высот, обеспечивающих наилучший обзор. В качестве ориентиров, как правило, используются:

Общее направление движения выдерживается по компасу. В дополнение к этому важнейшим признаком для ориентирования является профиль маршрута - подъемы, спуски и их крутизна, повороты дорог, положение их относительно скатов (например, спуск влево, подъем вправо), расстояния между поворотами.
Полезно также знать следующие специфические признаки:

При глазомерной оценке расстояний следует помнить, что из-за большой прозрачности воздуха, резких перегибов и крупных форм рельефа в горах расстояния до предметов кажутся значительно меньшими, чем в действительности.



Хостинг от uCoz